8(918) 421-41-32

385000, г Майкоп, ул Комсомольская, д 201

Доклад о совершенствовании здравоохранения Российской Федерации

В 2020 году в Российской Федерации естественная убыль населения составила почти 700 тыс. человек (за январь-декабрь 2021 года в Российской Федерации естественная убыль населения составила 1 043 тыс. человек), и до 2030 года, согласно средним прогнозам Федеральной службы государственной статистики, государство потеряет еще около 2,8 млн. человек. При этом смертность российского населения трудоспособного возраста на 100 тыс. человек в 2,4 раза выше, чем в развитых странах, а ожидаемая продолжительность жизни населения упала почти на 1,8 года (ожидаемая продолжительность жизни населения в 2021 году по предварительным данным упала почти на 1,5 года). Безусловно, на данные показатели повлияла пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19): смертность в 2020 году выросла на 18,7%, или на 340,3 тыс. человек, из них 144,7 тыс. — число умерших от коронавируса (за январь-декабрь 2021 года 446,9 тыс. человек). Проведенные исследования показывают, что ожидаемая продолжительность жизни как мужчин, так и женщин снизилась во многих индустриальных странах, и речь, по подсчетам экспертов, идет о 28 млн лет жизни в общей сложности. С другой стороны, например, в сопоставимых по коэффициенту заболеваемости коронавирусной инфекцией на 1 тыс. населения странах – в Новой Зеландии, Тайване и Норвегии — ожидаемая продолжительность жизни в 2020 году выросла. Ожидаемая продолжительность жизни не изменилась также и в Дании, Исландии и Южной Корее.

Таким образом, статистика демонстрирует чрезвычайность ситуации с демографией и состоянием здоровья населения, которая напрямую влияет на социально-экономическое развитие Российской Федерации и национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан. Неэффективная реализация политики народосбережения влечет за собой ежегодные потери до 15% валового внутреннего продукта (далее – ВВП). Необходимо срочно осуществлять коррекцию тех факторов, которые напрямую влияют на данные показатели. Одним из них является эффективность функционирования системы здравоохранения.

На качество системы здравоохранения влияет совокупность взаимосвязанных ресурсных факторов, к которым, в том числе, относятся: эффективность системы финансирования, кадровое обеспечение, лекарственное обеспечение. В настоящее время они характеризуются кризисным состоянием: общий объем недофинансирования равен 30-40%; дефицит медицинских кадров на 2020 год составляет 148 тыс. человек, при этом в ряде субъектов Российской Федерации он достигает 7-15% от необходимого количества медицинских сотрудников; действующая система льготного лекарственного обеспечения не покрывает потребности всех нуждающихся в лекарственных препаратах лиц.

В связи с этим, с целью обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан и повышения эффективности реализации политики народосбережения, необходимо осуществить совершенствование системы здравоохранения путем реализации комплекса мер, направленных на обеспечение достаточности ресурсов системы здравоохранения.

Для реализации указанной цели Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – Агентство) были разработаны два блока предложений, направленных на повышение качества системы здравоохранения в Российской Федерации:

I. Предложения, прошедшие экспертные обсуждения с представителями Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России). Данные предложения прошли процедуру экспертных обсуждений с представителями Минздрава России и могут быть проработаны и внедрены в ближайшие три года. Указанные рекомендации направлены на минимизацию кадрового дефицита в государственной и муниципальной системах здравоохранения. К ним относятся:

1) предложения, направленные на управление профессиональной нагрузкой медицинских кадров: совершенствование порядка реализации правил нормирования времени в части запрета использования указанных норм времени в качестве основания для отмены части стимулирующих выплат; совершенствование управления документооборотом путем введения института секретаря для врачебных кадров; введение института страхования профессиональной ответственности медицинских работников; разработка и внедрение рекомендаций по управлению психоэмоциональным состоянием сотрудников медицинских организаций; формирование позитивных образов медицинских работников в информационном пространстве посредством создания пресс-служб крупных государственных и муниципальных медицинских учреждений; ограничение совместительства медицинских работников в государственной и муниципальной системах здравоохранения до 0,25 ставки после устранения кадрового дефицита.

2) предложения, направленные на совершенствования системы медицинского образования: реализация органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения профориентационной работы при получении потенциальным абитуриентом среднего общего образования; совершенствование системы среднего профессионального и высшего медицинского образования путем углубления изучения английского языка.

Прогнозными эффектами от реализации первого блока мер являются снижение кадрового дефицита системы здравоохранения на 25%. Для реализации мер, направленных на совершенствование системы здравоохранения, необходимо дополнительное финансирование в размере от 47,5 млрд рублей.

II. Предложения, в отношении которых требуются дополнительные экспертные обсуждения с целью определения целесообразности их реализации, необходимых ресурсов и эффектов. Данный перечень предложений не требует незамедлительного внедрения, не является обязательным и может обсуждаться на экспертном уровне с участием Минздрава России при содействии Агентства как возможный вектор развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2030 года. Указанные рекомендации направлены на совершенствование модели финансирования, программы льготного лекарственного обеспечения и системы гарантий и поощрений медицинских сотрудников и включают в себя:

1) предложения, направленные на совершенствование модели финансирования с целью повышения ее эффективности: передача полномочий по осуществлению межтерриториальных расчетов специализированной клиринговой организации и внедрение многосторонних клиринговых платежей в текущую архитектуру взаиморасчетов; распределение объема медицинских услуг для реализации частными медицинскими организациями т.н. «пакетным предложением», в который будут входить сопутствующие дорогостоящим медицинские услуги разного вида; при получении для реализации данного объема медицинских услуг установление для медицинских организаций возможности использовать средства обязательного медицинского страхования на любые нужды; разработка перечня случаев, когда медицинская организация по своему усмотрению может осуществить распределение средств системы обязательного медицинского страхования.

2) предложения, направленные на совершенствование кадровой политики в отношении медицинских работников: увеличение и изменение соотношения элементов структуры заработной платы медицинских кадров; расширение действия программы «Земский доктор (фельдшер)» до указанных населенных пунктов; изменение ее целеполагания от необходимости обеспечения переезда медицинского работника к внедрению т.н. «вахтового» метода в осуществление ими трудовых обязанностей;

3) предложения, направленные на совершенствование программы льготного лекарственного обеспечения: расширение покрытия федеральной программы льготного лекарственного обеспечения на население, входящее в группу риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Прогнозными эффектами от реализации второго блока мер являются снижение уровня смертности на 20 % и снижение кадрового дефицита системы здравоохранения на 60%. Для реализации мер, направленных на совершенствование системы здравоохранения, необходимо дополнительное финансирование в размере от 653 млрд рублей[1].

В Приложении к настоящему докладу содержится Концепция совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации.

Приложение – на 71 л.

[1] Примечание: более точное финансирование возможно рассчитать после экспертной проработки предложений.

Приложение №1

Приложение №2

Письмо Членам комиссии

АДРЕС

385000, г Майкоп, ул Комсомольская, д 201

ТЕЛЕФОН

8(918) 421-41-32

E-MAIL

aroo_amrra@mail.ru

КОНТАКТЫ

Ответим на все ваши вопросы